Виды живописи. Материалы и техники

Существует пять видов живописи: станковая, монументальная, декоративная, театрально-декоративная и миниатюрная (см. рис. №12-16).

Рис. №12. Станковая живопись

Рис. №13. Монументальная живопись

Рис. №14. Декоративная живопись

Рис. №15. Театрально-декоративная живопись

Рис. №16. Миниатюрная живопись

Рис. 17. Мольберт

К станковой живописи относят произведения, существующие независимо от места создания. В основном это картины, созданные на мольберте (см. рис. №17) (то есть на станке) художника.

В станковой живописи преобладают работы, выполненные масляными красками (см. рис. №18), но могут использоваться и другие красители (темпера, акриловые краски и т.д.). Картины пишутся в основном на холсте, натянутом на подрамник или наклеенным на картон, на картоне, в прошлом широко применялись деревянные доски, могут использоваться любые плоские материалы.

Монументальная живопись выполняется непосредственно на стенах и потолках зданий и других сооружений. В прошлом преобладала живопись водными красками по сырой штукатурке (фреска)(см. рис. № 19). В Италии до начала XVI века по высохшей «чистой фреске» практиковалась прописка деталей темперой (см. рис. №20).

Рис. 18. Масляные краски

Рис. 19. Фреска

Рис. 20. Темперные краски

Рис. 21. Секко

Техника «чистой фрески» требует особого мастерства от художника, поэтому применялись и другие технологии, например, не такая устойчивая живопись по сухой штукатурке — секко (см. рис. №21), позднее росписи выполнялись мало подходящими для монументальной живописи масляными красками. Цветные изображения на бумаге (акварель, гуашь, пастель и др.) формально (например, по месту в коллекции) относят к графике, но эти произведения часто рассматриваются и как живописные. Все другие способы цветного изображения относятся к графике, в том числе и изображения, созданные с помощью компьютерных технологий.

Декоративная живопись (от латинского decorо — украшаю) служит для украшения архитектурных сооружений, но широко применяется и для украшения различных изделий. Выступая в единстве с объемно-пространственной композицией (с интерьером, экстерьером или формой изделия), она акцентирует выразительность всей композиции или даже преобразует ее, внося свои масштабы, ритм, колорит.

Путь развития декоративной живописи насчитывает многие тысячелетия. Наиболее древними ее образцами являются изображения животных, нанесенные на стены и потолки пещер, в которых жили люди. Время исполнения этих изображений точно определить пока невозможно, но ученые относят их к самому раннему периоду развития человеческого общества, к так называемому древнекаменному периоду (палеолиту).

Эти изображения иногда исполнялись в виде рельефа или выцарапывались острым орудием на камнях, а то наносились красной глиной, черной копотью и коричневой, состоящей из смеси первых двух красок, смешанных с жиром или костным мозгом. Эти довольно реалистические изображения травоядных и хищных животных уже в полной мере могут быть названы живописью.

Театрально-декоративная живопись стремится посредством декораций, костюмов, грима, освещения создать зрительный образ для спектакля. Основой всему этому служат эскизы художников, помогающие раскрыть содержание спектакля, характеры действующих лиц, помочь зрителю воспринять то, что происходит на сцене.

Миниатюрой можно назвать произведения изобразительного искусства, отличающиеся небольшими размерами и конечно же тонкостью художественных приемов. Книжная миниатюра, например, появилась еще в рукописных книгах, а с началом книгопечатания получила развитие и страницы книг были уже немыслимы без подобных украшений. Портретная миниатюра не менее широко распространена. Это, как правило, живописный портрет небольшого формата. Считается, что впервые такие портреты появились в эпоху возрождения. На сегодня известен очень широкий спектр материалов и технических средств для выполнения миниатюр.

Пожалуй, многие видели их в технике эмали, но они могут быть выполнены керамическими красками по фарфору, гуашью, акварелью по пергаменту, бумаге, картону, слоновой кости, а еще маслом по металлу. Ко всему сказанному выше можно добавить, что все виды произведений могут объединяться в тот или иной жанр и по признакам сходства тематики. Все знают, что существуют жанры натюрморта, пейзажа, портрета, интерьера, сюжетной картины, а еще бывают жанры: бытовой, исторический, батальный и у каждого из них есть свои поклонники и почитатели.

Материалы для различных видов живописи:

Выбор основы для нанесения

  • бумага для акварельной живописи
  • альбом для рисования
  • холст

Карандаши для рисования

Встарину для рисования пользовались материалами почти исключительно натурального происхождения. Таковыми служили: черные земли, сангина, мел, свинцовый карандаш, состоявший действительно из свинца, серебряный карандаш, оставлявший при трении на бумаге следы, и, наконец, такой доступный для всех продукт, каким является уголь. К услугам рисовальщика нашего времени имеется безграничное число карандашей различного состава и цветов, приготовленных как из натурального, так и искусственного материала, притом для различного назначения. Здесь могут быть разобраны лишь те материалы, которые применяются обыкновенно в рисовании.

  • карандаши графитовые
  • итальянский карандаш
  • уголь рисовальный
  • уголь рисовальный прессованный
  • соус
  • сангина
  • пастель

Материалы для работы пером

  • перо
  • тушь
  • чернила орешковые
  • бистр
  • сепия

Материалы для акварельной живописи

Акварельные краски относятся к группе клеевых красок. Название «акварель» происходит от латинского слова «аква» - вода, так как рода является растворителем для этого вида красок. Связующим акварельных красок являются растительные прозрачные клеи - гуммиарабик и декстрин, легко растворимые водой. Акварельные краски содержат также пластификатор в виде глицерина и инвертированного сахара, что делает их пластичными. Глицерин удерживает влагу, не дает краскам пересыхать и становиться хрупкими. В акварельные краски вводится и поверхностно-активное вещество - бычья желчь, позволяющая легко разносить краску по бумаге, так как желчь препятствует скатыванию красок в капли. Для предотвращения разрушения красок плесенью в них вводятся антисептик фенол. Акварель - единственный вид красок, отличающийся особой прозрачностью, чистотой и яркостью цвета. Это достигается не только чистотой применяемых материалов, но и высокой дисперсностью пигментов, получаемой специальным перетиранием порошков. В тех случаях, когда необходима непрозрачность, матовость красок, пользуются смесью акварельных красок с соответствующими гуашевыми, или краски разводят на мыльном растворе.

  • наборы акварельных красок
  • работа акварельными красками
  • стиратор для работы акварельными красками
  • мольберты и этюдники для акварельной живописи

Материалы для живописи гуашью

  • гуашь
  • гуашевые краски флуоресцентные

Материалы для темперной живописи

На протяжении многих веков темпера была основным материалом станковой живописи. Слово «темпера» происходит от Латинского «темпераре», что означает «смешивать». В зависимости от веществ, образующих эмульсию, темпера делится на масляно-казеиновую, яичную, поливинилацетатную, лаково-масляную и другие.

Техника темперы занимает промежуточное место между масляной и клеевой живописью. Темперу иногда комбинируют с масляными красками, гуашью, акварелью, а также пастелью и углем.

  • масляно-казеиновая
  • яичная темпера
  • поливинилацетатная темпера

Материалы для масляной живописи

  • масляные краски
  • лаки
  • разбавители масляных красок

Материалы для пастели

Пастель по своей сущности не есть живопись, а один из видов рисунка, который выполняется цветными карандашами (мелками).

Грунты для живописи

Грунт, закрывая поры холста, образованные пересечением нитей утка и основы, делает его поверхность однородной и придает ей требуемый цвет. Грунт предохраняет холст от проникновения в него красок, связующего и разбавителей. Он придает поверхности холста высокие адгезионные свойства (способность удерживать краски). По своим качествам грунт должен быть мягким и эластичным. Он не должен растрескиваться при свертывании холста в рулон. Поверхность нанесенного грунта должна быть слегка шероховатой, матовой. После покрытия грунтом холст не должен терять своей выраженной фактуры. При хранении холста грунт не должен темнеть или желтеть (пожелтение грунта вызывается хранением его в темноте). На обратной стороне грунтованного холста не должно быть следов проникновения клея или грунта.

  • грунты для масляной живописи
  • грунты для живописи гуашью
  • основания и грунты для темперной живописи

Клеи и другие материалы

Клеи применяются для склеивания и как связующие для пигментов при приготовлении клеевых красок. Клеи разделяются на три группы: животного, растительного происхождения и синтетические. К клеям животного происхождения относятся коллагеновые (глютиновые) клеи, казеиновые и альбуминовые. Коллагеновые клеи с зависимости от сырья бывают мездровыми, костными и рыбьими. К группе клеев растительного происхождения относятся клеи из белка семян некоторых бобовых растений (клещевины, сои и др.), крахмальные клеи, клеи из эфиров целлюлозы и др. Группу синтетических клеев составляют растворы синтетических, конденсационных и полимеризационных смол. Наиболее распространенными из них являются: перхлорвиниловые, эпоксидные, каучуковые, нитроцеллюлозные, поливинилацетатные и др.

  • клеи животного происхождения
  • клеи растительные
  • синтетические клеи

Оборудование и вспомогательные материалы

  • подрамники
  • мольберты
  • палитры
  • этюдники
  • багет для картины
  • отделка багета
  • стекло для картин
  • фиксативные лаки
  • резинки для стирания (ластик)
  • фломастеры
  • растушёвки

Техники живописи

Живопись передаёт зрительные образы посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую основу (холст, дерево, бумага, картон). В зависимости от используемых красок и материалов основы выделяют различные техники и виды живописи. Среди них:

  • масло
  • темпера
  • эмаль
  • гуашь
  • пастель
  • тушь
  • живопись по штукатурке: фреска и секко
  • акварельная
  • сухая кисть
  • акрил
  • смешанная техника
  • и многие другие.

Техник живописи существует великое множество. Всё, что оставляет какой-либо след на чём-то, строго говоря, является живописью: живопись создаётся природой, временем и человеком. Это отмечал Леонардо да Винчи.

Традиционные техники живописи: энкаустика, темперная (на основе яйца), настенная (известковая), клеевая и других типов. С XV века становится популярной живопись масляными красками; в XX веке появляются синтетические краски со связующим веществом из полимеров (акрилик, винилик и др.). Краски могут приготовляться из натуральных и искусственных пигментов.

Гуашь, акварель, китайскую тушь и полурисовальную технику — пастель — также относят к живописи.