Западные пейзажисты

Рис. 53. Ричард Уилсон. «Пейзаж в Тиволи с видом на виллу Мецената»
Английские пейзажисты
На первый взгляд пейзаж в английской живописи XVIII в. уступал в своём развитии портрету и бытовому жанру. Тем не менее, в это время появилось немало интересных мастеров, которые подготовили блистательный расцвет романтического английского пейзажа в первой половине XIX в. Ричард Уилсон (1714—1782) привнёс в английскую живопись традиции исторического пейзажа в духе Клода Лоррена.
Это касалось как содержания картин (на фоне величественных скал и деревьев Уилсон помещал античных персонажей), так и живописной манеры. Однако в свои монументальные композиции художник включал немало натурных наблюдений: его исторические персонажи окружены суровой и яркой горной природой Уэльса, и рядом с античными руинами на холсте можно увидеть обычную крестьянскую хижину. Уилсон — прекрасный колорист, умеющий находить тонкие сочетания тёплых и ярких тонов с холодными и бледными.

Рис. 54. Джордж Морланд. «Приближение грозы», 1791г.

Рис. 55. Джон Роберт Козенс. «Озеро Неми», 1783-88г.
Очень интересны произведения Джорджа Морланда (1763—1804). Начав с искусственно построенных композиций (подобных тем, что писал Гейнсборо), он постепенно пришёл к пейзажу, основанному на наблюдениях над живой природой. Морланд добился интересных результатов в передаче воздуха и игры света («Приближение грозы»,1791г.)
Английские пейзажисты с успехом работали в технике акварели. Наиболее интересными мастерами были Александр Козенс (1715—1786) и его сын Джон Роберт Козенс (1752—1799). А. Козенс опирался на голландские и французские традиции XVII в., создавая сложные и драматичные по духу произведения, чаше всего монохромные (одноцветные). Пейзажи Д. Р. Козенса более лиричны. Они построены на сочетаниях нежных серовато-коричневых и зеленоватых тонов, без ярких пятен и резких контрастов.
Крупнейшие пейзажисты XIX в. — Уильям Тёрнер и Джон Констебл — называли Козенса Младшего своим учителем. Столь же поэтичны работы Томаса Гёртина (1775—1802). Он автор множества прекрасных акварельных пейзажей Англии и Шотландии, написанных с натуры.

Рис. 56. Джон Констебл . «Шлюз и мельница в Дедхеме», 1820г.
Огромной популярностью пользовался так называемый топографический пейзаж с видами усадеб. Его мастера — Уильям Орам (? — 1777), Уильям Томкинс (1730 — 1792) и Джекоб Мор (работал предположительно в 70-е гг.) — запечатлели в маленьких акварелях живописные английские парки, особняки и руины, украшавшие почти каждый усадебный ансамбль. Для этих работ характерна точность в передаче деталей — ведь таково было одно из главных требований заказчиков. На основе усадебных видов развился чисто английский жанр акварели, ставший очень популярным в Европе, — охотничьи сцены, в которых на первом плане красовались породистые лошади и знаменитые английские гончие собаки. Миниатюры Джона Вуттона (около 1686 — 1765), изысканные по рисунку и радостные по настроению, стали своеобразным эталоном тонкого английского вкуса.
Европейские пейзажисты
В начале XIX века большое влияние на пейзажную живопись стран Европы оказали художники Англии, которые умели сочетать реалистическую передачу действительности с поэтическим восприятием природы. Гений Джона Констебла («Ивы у ручья», 1829; «Вид Стура», 1810-1811; «Брайтон-Бич», ок. 1824) впервые открыл и до сих пор подтверждает право на существование искусства безоговорочного натурализма.
Писать пейзажи с натуры живописцы стали лишь в XIX веке, и тогда они столкнулись с очень интересной задачей – как изобразить освещение, воздушную среду, изменяющуюся погоду, все то, чего не видно в мастерской, при ровном рассеянном свете. Когда художник пишет пейзаж на открытом воздухе, освещение изменяется ежеминутно.
Пленэр (с французского – открытый воздух). Пленэрная живопись передает оттеки освещения, игру солнечных лучей, воздушное пространство. Выдающиеся мастера пленэра – импрессионисты запечатлевали в своих картинах мгновение.

Рис. 57. Клод Моне. «Бульвар Капуцинов», 1874 г.
Близка искусству барбизонцев живопись Камиля Коро, который в своих полотнах стремился к передаче воздушной среды с помощью валеров. Коро считали своим предшественником французские импрессионисты. Пленэрные пейзажи Клода Моне («Зейдерекерк в Амстердаме», ок.1874; «Бульвар Капуцинок в Париже», 1873; «Вокзал Сен-Лазар. Нормандский поезд», 1877; цикл «Руанский сабор», 1892-1894), Камиля Писсарро (Дорога на Жизера в Понтуаз. Снег», 1872/1873; «Вид Понтуаза», 1868; «Набережная Потью», 1868; Дорога в Лувесьене», 1872), Альфреда Сислея («Мост в Вильнёв-ла-Гаренн», 1872; «Мороз в Лувесьене», 1873; «Малая площадь в Аржантёйе», 1872) отражают неподдельный и живой интерес живописцев к изменчивой световоздушной среде.
Художественные работы импрессионистов изображают не только сельскую природу, но и жизнь современного им города.

Рис. 58. Камиль Писсаро. «Дорога из Лувесьенна», 1872 г.
Некоторые традиции импрессионистов, но уже в достаточно сильно видоизмененном виде, задействовали в своей живописи художники-постимпрессионисты. С позиций монументального искусства изображает величие и скрытую мощь природы Поль Сезанн («Дом повешенного», 1873; «Дом доктора Гаше в Овере», 1873; «Улица», 1875-1876; «Вид Овера», ок. 1874). Пейзажные мотивы Винсента ван Гога («Ночное кафе в Арле», 1888) полны мрачного и трагического чувства. Полотна Жоржа Сера («Парад», 1888» «Цирк», 1900-1901) и Поля Синьяка («Сена. Рренелль», 1889; «Константинополь. Неи-Джани», 1909) выполнены в дивизионистской технике и передают массу впечатлений и состояний.
В XX веке к жанру пейзажа обращались представители самых разнообразных художественных направлений и течений. Это и фовисты: Анри Матисс, Альбер Марке, Рауль Дюфи, Морис Вламинк, Андре Дерен; и кубисты: Пабло Пикассо, Робер Делоне, Жорж Брак; и сюрреалисты: Сальвадор Дали; и абстракционисты: Хелен Франкенталер; представители реалистических направлений: Джордж Уэсли Беллоуз, Рокуэлл Кент, Ренато Гуттузо.

Рис. 59. Анри Матисс. «Булонский лес», 1902 г.

Рис. 60. Поль Синьяк. «Папский дворец в Авиньоне»