Марина
Марина (от итал. marina, от латинского marinus - морской) — 1) морской вид или картина (а также pисунок, либо гравюра), изображающая море.; 2) жанр изобразительного искусства, в котором основным является отображение морской стихии в разных состояниях, а также воплощение борьбы с нею человека, попавшего в шторм. Это жанр является разновидностью пейзажа. Художников пишущих марины называют маринистами.
Яркий представитель этого жанра — И. К. Айвазовский (1817—1900), написавший около 6000 картин на морскую тему.
Во Франции существует официальное звание художника Морского флота, присваиваемое министром обороны выдающимся художникам-маринистам. Звание может быть присуждено не только художникам, но также фотографам, иллюстраторам, гравёрам и скульпторам. Знаменитые представители этого жанра: К. Ж. Берне (Франция), У. Тёрнер (Англия), Х. В. Месдаг (Голландия), И.К. Айвазовский (Россия), А.П. Боголюбов (Россия).

Рис. 61. Уильям Тёрнер. «Спитхед, экипаж корабля поднимающий якорь», 1808 г.
В картинах итальянских мастеров XIV-XV вв. и нидерландских "примитивов" изображение моря связано с религиозными сюжетами. В качестве же отдельного жанра пейзажной живописи «марина» сформировалась в 17 веке в Голландии (Нидерланды), благодаря работам таких мастеров, как Я. Порселлис, С. де Влигер, Х. Сегерс, Л. Бакхёйсен, В. ван де Велде и др.
Первой мариной можно считать картину Корнелиса Антониса с изображением португальского флота (ок. 1520, Лондон, Морской музей). Первая "Буря" (созданная вне какого-либо исторического контекста) написана Питером Брейгелем Старшим (Вена, Музей истории искусств). Она стала последней картиной Брейгеля - необычайно смелая работа для живописи того времени. Над вздыбленной синей пучиной моря реют нежно-белые чайки. Они обещают кораблям близость желанного берега.
Голландские художники оказали значительное влияние на Брукинга, Скотта, Монами, Джона Крома. Об одной гравюре ван де Велде с изображением моря Уильям Тёрнер скажет: "Она сделала меня художником". Выросший близ устья Темзы, художник с детства полюбил море и парусники. Его первая работа маслом — «Рыбаки в море» (1796, Лондон, Галерея Тейт) — открывает длинную череду картин, посвященных морской стихии.

Рис. 62. Эжен Делакруа «Море в Дьеппе», 1835 г.
Дальнейшее развитие жанр марины получил с появлением нового направления в живописи – импрессионизма. Сильное воздействие оказал Эжен Делакруа, он уже различал локальный цвет и цвет, приобретаемый под воздействием освещения, особенно картина «Море в Дьеппе» (1835г.) позволяют говорить о нём как о предшественнике импрессионистов.
Вибрация на полотнах импрессионистов, достигаемая за счёт подрагивающих переливающихся мазков, - это удивительная находка, подсказанная им Делакруа, который, будучи одержим идеей передачи движения.
Не лишним будет упомянуть и тот факт, что последним элементом, который повлиял на новаторов, стало японское искусство. С 1854 года благодаря прошедшим в Париже выставкам молодые художники открывают для себя мастеров японской гравюры. Особое, неизвестное доселе в европейском изобразительном искусстве, расположение изображения на листе бумаге — смещённая композиция или композиция с наклоном, схематическая передача формы, склонность к художественному синтезу, завоевали расположение импрессионистов и их последователей.

Рис. 63. Катсушика Хокусаи «Большая волна в Канагаве»
Среди работ японских мастеров самым известным на Западе стало творчество Кацусика Хокусай - японского художника укиё-э, иллюстратора, гравёра. Хокусай — первый из мастеров японской гравюры, выделивший в своем творчестве пейзаж как самостоятельный жанр. В отличие от средневекового японского пейзажа, который изображал не своеобразие определенного ландшафта, а обобщенные черты природы, художник запечатлел в своих произведениях величественный образ Японии. Восхищение художника мощным величием природной стихии выразилось в пейзаже «Волна» (точное название ее «В морских волнах у Канагава»), входящем в серию «36 видов Фудзи». Огромные волны вздымают ввысь юркие лодки рыбаков, которые, кажется, ничуть не испуганы этим буйным неистовством океана. Динамичность гравюр, их чистый, насыщенный колорит, удивительная тонкость цветовых переходов, с помощью которых написана вода и воздушное пространство, делают работы Хокусая реалистичными и выразительными.
В русской живописи марины появились в 19 веке. Море стало образом свободы. «Свободной стихией», неподвластной никому и ничему, называл море А. С. Пушкин. Выдающимися маринистами были И. К. Айвазовский и А. П. Боголюбов.