Народная керамика

Гжель. Технология изготовления

Гжель — это наиболее популярный народный промысел, традиционный российский центр производства художественной керамики. Занимает обширный регион, состоящий из 27 деревень, под общим названием Гжельский куст, в 60 километрах от Москвы. Гжельские места испокон веков славились залежами высокосортной глины, годной для аптекарских сосудов. В 1770 году гжельские волостные земли были приписаны к Аптекарскому приказу. Тогда же в гжельских деревнях наладили производство кирпича, гончарных труб, печных изразцов и детских игрушек для Москвы. Посуда из гжельской глины была особенно хорошая, легкая и прочная.

В начале 19-го века в волости насчитывалось 25 заводов по производству посуды. Близость Москвы стимулировала развитие выпуска глиняных изделий, на столичных ярмарках продавалось несметное количество мисок, тарелок, блюд и прочей кухонной утвари. Гжельские игрушки в то время делали из отходов посудного производства. Сколько бы глины ни оставалось, всю ее использовали для лепки петушков, курочек, барашков и козочек. Первоначально кустарные мастерские работали хаотично, но вскоре наметилась определенная линия в производстве. Сырье стали заготавливать специально для сувенирной продукции, мастера также специализировались по профилю наиболее востребованных изделий. Белые блестящие лошадки и статуэтки раскрашивались в разные цвета до тех пор, пока не появился кобальт, универсальная краска. Интенсивный ярко-синий цвет как нельзя лучше сочетался с белоснежной эмалью заготовки. В 50-х годах прошлого столетия художники полностью отказались от всех других цветов и стали пользоваться поглазурной синей кобальтовой раскраской. Мотивы рисунка при этом могли быть самыми разными, на любую тему.

Гжель традиционно расписывают синими красками. Синий цвет лучше всего выглядит на фоне белой глазури и при обжиге приобретает необычное сияние.

Художественная система приемов гжельского письма закреплялась в индивидуальных почерках, своеобразных манерах исполнителей. Используя в творчестве один и тот же набор живописных элементов, мастера - художники создают свой индивидуальный, узнаваемый сюжет росписи: букет или отдельный цветок, архитектурные пейзажи, животный и растительный мир, изображения людей.

Важная особенность в гжельской росписи сине-белого фарфора - живописное начало. Большое значение в технологии росписи придается движению кисти, способной создавать множество тончайших градаций синего цвета. В росписи применяется широкий кистевой мазок с его переходами от звучного, насыщенного синего цвета до размытого голубого. В сочетании с белым фоном рисунок создает ажурный узор на поверхности изделия: в центре - яркое, крупное пятно - изображение цветка, а вокруг легкая россыпь веточек с листьями и ягодками, завитков, усиков, едва различимых, уходящих в белизну фона. Лепестки цветка, выполненные одним закругляющимся мазком с тенями, складываются в пышную, округлую чашу. В ее белой середине рассыпаны мелкие точки-тычинки. Градация синего цвета придает лепесткам выпуклость, цветок словно вылеплен из лепестков-долек. Гирлянды цветов соседствуют с сетчатым орнаментом, выполняемым тонкой кистью. Сетки могут сочетать в себе чередование тонких и широких линий, перемежающихся точками.

Основными элементами в технологии гжельской росписи фарфора являются так называемый кистевой "светотеневой мазок" (мазок с тенями), ситчик, кистевой мазок одной кистью, а также второстепенные: сетки, штриховки, завитки, отводки, усики и т.д.

Дымковская игрушка. Технология изготовления

Один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково, близ г. Вятка (ныне на территории г.Кирова) и существует на Вятской земле более четырёхсот лет.

Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистуньей, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уток и др. животных и красили их разными яркими цветами. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.

Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Каждая игрушка — создание одного мастера. Изготовление игрушки, от лепки и до росписи — процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима.

Лепка
Дымковские фигурки лепят по частям: это не второстепенный товар, который выполняется, между прочим, в дополнение к посуде - это совершенно самостоятельные, оригинальные изделия игрушечного промысла, которые надо выполнять тщательно, вдумчиво, отделывая каждую мелочь.

В старину игрушки лепили на доске, положенной на колени. Хорошо промятые куски жирной глины, смешанной с песком, скатывают в шарики, потом расплющивают в лепешки, из которых и создается основа, корпус будущей игрушки.

Приступая к выполнению барыни или кормилицы, прежде всего, лепят юбку, или ступу, широкий у основания пустотелый конус, все время вертя ее в руках для выравнивания стенок. Затем на ступу, смоченную водой, насаживают торс, оттягивают шею, на ней укрепляют шарик - голову, к плечам прикрепляют, сначала торчком в стороны, руки-колбаски, потом их осторожно сгибают, складывают на талии.

Затем игрушку наряжают: голову обрамляют буклями, витыми или лежащими крупными полукружиями, их увенчивает шляпа с гладкими или оборчатыми полями, капор, кокошник. Плечи покрывает пелерина, верх платья или жакет дополняют воротником, оборками, пышными рукавами, в руки барыне дают муфту, сумочку, собачку. Места соединения всех деталей смачивают водой, швы заглаживают мокрой тряпкой, окончательно фигурку оправляют мокрыми пальцами.

Свистульки лепят из глиняного пласта, сворачивая его в пустотелый конус, поверхность которого уплотняют легкими ударами деревянной лопатки. Затем основу свистульки дополняют двумя коротенькими толстыми выступами-ножками и налепляют голову коня, утки, козла или торс всадника - получается завлекательная игрушка. Отверстия свистульки протыкают после суточной просушки.

Сушка
Перед обжигом все игрушки в зависимости от их размеров и от окружающей среды (сухости или влажности помещения) сушат 2-3 суток, а то и несколько недель.

Обжиг
Ранее обжиг производился в русской печи, на дровах или на железном противне, поставленном на дрова. Когда глина в огне становилась как бы прозрачной, светящейся ровным красным светом, обжиг заканчивался, но игрушки еще медленно остывали в прогревшейся закрытой печи. Ныне игрушки обжигаются в электромуфеле, что значительно проще, чище и удобнее, благодаря тому, в частности, что можно регулировать температуру обжига. (Подробнее о способах обжига читайте в статье «Обжиг глиняных изделий»).

Побелка
Из печи игрушка выходит красно-коричневой, но цвет черепка полностью скрывается побелкой: игрушка несколько раз окунается в мел, растертый в порошок и разведенный неснятым молоком. На поверхности игрушки (от скисания молока в сочетании с мелом) образуется плотно срастающийся с черепком казеиновый слой. Здесь вновь следует уделить внимание отработанности приемов и продуманности традиционных процессов изготовления игрушки, сложившимися в результате многовековой коллективной практики народных мастеров.

Очень часто достижения современной техники лишь облегчают подсобные операции, но ничего не могут добавить к тончайшим завершающим процессам художественной обработки изделий. Так, по наблюдениям А.И. Деныпина, ни клей, ни желатин, ни другие компоненты не могли конкурировать с молоком в составе дымковской побелки, так как отдавали желтизной, ухудшали фактуру. Обжиг изделий в русской печи, при сравнительно невысокой температуре, не мог сообщить такой прочности черепку игрушки, как высокий обжиг (до 1400°С) в электропечи или специальном керамическом горне, но в то же время на спекшемся уплотненном черепке не держался молочно-меловой грунт, а с пористым, т.е. более рыхлым, черепком он прочно сцеплялся.

Роспись
Итак, игрушка побелена и обсушена. Начинается процесс росписи - нанесения ярких красок на фон ослепительной белизны Традиционный прием приготовления красок заключается в следующем: сухие краски растираются на яйце, разведенном уксусом или перекисшим квасом. Гамма красок ограничивается основными тонами: синяя - ультрамарин, оранжевая - сурик, желтая - хром, зеленая - крон зеленый, малиновая -фуксин, коричневая, черная - сажа. Фуксин разводится только на желтке. Сочетание ультрамарина и фуксина с мелом дают соответственно голубой и розовый цвета. В настоящее время применяется гуашь, которая разводится на яйце.

Кисточками в старину служили палочки, обмотанные льняным лоскутом, а точки, пятна, например румянец на щеках кукол, наносились торцом ровно срезанного прута или тонкой ветки. Сейчас для росписи применяются колонковые или хорьковые кисти. Законченную игрушку еще раз покрывают по росписи яйцом, что придает краскам яркость и блеск, а на воротнички, пелеринки, шляпки кукол, на рога и уши животных наклеивают ромбы или квадратики потали - сусального золота. Неотразимое обаяние праздничности, красочного великолепия сообщают "дымке" не только яркие расцветки, но и совершенно оригинальный, ясный, крупный орнамент и стройное композиционное построение росписи.

Строго геометрический орнамент строится из разнообразных комбинаций круглых пятен, полос, клеток, кружков. Разумеется, мастерица никогда не выдумывает узор заранее, он возникает непосредственно в процессе росписи в соответствии с той или иной украшаемой фигуркой, поэтому связь формы и орнамента органична, неразрывна. Один и тот же узор никогда не повторяется, найти хотя бы две совершенно одинаковые игрушки невозможно.

Обычно роспись строится по такой схеме: у человечков (барынь, кормилиц, кавалеров и др.) на круглом белом лице с чуть выпуклым носом - круглые красные пятна щек и рта, черные дужки бровей над точками глаз, черные или коричневые волосы; головные уборы и одежда окрашиваются в один цвет, а широкие, c кринолином, юбки дам и шкура животных-свистулек орнаментируются. Характерны такие сочетания: на черноволосой барыне - желтая шляпка, синий жакет, на юбке по белому фону в крупных красных клетках - зеленые в черную полоску круги; кавалер в черном картузе и малиновом кафтане сидит на желтоухом коне, сплошь покрытом мелким зеленым горошком в красных клетках; черноухий, черноносый, желторогий козел расписан крупными розовыми кругами с желтой сердцевиной и красным горошком.

Каргопольская игрушка. Технология изготовления

Каргопольская игрушка — русский художественный промысел, распространённый в районе города Каргополя Архангельской области.

Издавна в деревнях Каргопольского уезда сложился сезонный гончарный промысел на местных красных глинах. Летом каргопольские гончары работали в поле, а с октября до весны занимались изготовлением глиняной посуды — печных горшков, кубов, крынок, мисок. Участвовала вся семья: мужчины, женщины и дети. Каргопольская посуда пользовалась спросом по всему Пинежью её возили в Архангельск, большой гончарный торг был в самом Каргополе.

Из остатков глины мастера лепили игрушки, не придавая им особенного значения. Глиняные лошадки, упряжки, фигурки людей и животных стоили недорого, особенным спросом не пользовались, и их лепили скорее для собственного удовольствия, чем ради заработка.

В начале 1930-х годов гончарный промысел постепенно сошёл на нет, ещё раньше прекратилось изготовление игрушек. Лишь несколько мастеров продолжали их делать.

Для каргопольских игрушек характерна упрощенная форма, монументальность, обобщающая передача образа, добродушный юмор, чувство материала. Основа фигур белая, т.е. красочная роспись наносится по предварительно выбеленной поверхности фигур. В цветовой гамме глиняной игрушки Каргополя преобладают зеленый, голубой, красный, черные цвета. Ранее использовались самодельные краски: мел, сажа, синька, а то и скобленая ржавчина, но они быстро стирались, поэтому красили лишь её "фасад" и наводили простой узор: точки, черточки, кресты, круги с крестом внутри, либо вписанные один в другой концентрические окружности с синей точкой в центре. Расписывалась игрушка по-разному: в мягких, приглушенных тонах, роспись узоров из вытянутых колец, крестов, гребешков коричневой, зеленовато-голубой, черной, красной красками, или – охрой и серебряной красками по черному фону. Белый цвет "сияющий белизной" сравнивался со светом, но не отраженным, а излучаемым изнутри, а потому забеленные юбки "бобок", символизирующие землю, плодородие, воспринимались как светоносные, лучезарные. Красный, "жаркий" цвет символизировал не только солнце, но и небесный огонь: солнце есть круг, наполненный огнем. Когда мастер считал нужным выделить какую-нибудь скульптурную деталь, он сознательно использовал блеклую окраску. Обычны краски в тройном соседстве - черная, красная, серебряная. В сочетании черной с белой, а также с малиновой получилась новая яркая и радостная гамма. Как правило, рубашки у мужчин и кофты у женщин - зеленые, а брюки и юбки черные, иногда - красные.

Современные мастера используют при росписи темперу или гуашь на клею, но орнамент по традиции остается прежним - простой, стилизованный, напоминающий северную вышивку. Все детали имеют символическое значение: квадраты, треугольники, ромбы в разном расположении и сочетании означают то твердь земную, то небесную, символизируют распаханные и засеянные поля, заливные луга и даже указывают на сезоны, как считают некоторые специалисты. Геометрический белый или черный орнамент из кругов, прямых и косых крестов, полос, штрихов, овалов похож на древние солярные знаки. Круги, кольца и крестообразны изображения – это знаки солнца: круговые изображения символизировали дневной и годичный бег солнца вокруг «Матери сырой Земли», а крест напоминал, что светит оно на четыре «сторонушки» и все времена года зависят от него. С культом солнца в славянской мифологии связывают коня и уточку: утром огнегривый конь возводил солнце на небосвод, а уточка прятала его на ночь в воду. Было еще представление о весеннем солнце в образе красивого юноши на белом коне – Яриле или по другим источникам Полкан – богатыре, полного сил и здоровья, который помогал людям хлеб растить и землю от врагов оберегать. Существовал обычай: на Ярилин день сажали на коня разъезжать по полям молодого, красивого юношу, чтобы хлеба были урожайными. Знаки плодородия земли - смыкающиеся скобки и дуги символизировали зерна и пашню.

Глиняная баба в старинном наряде являла собой образ мира, а каргопольские глиняные фигурки женщин с двумя птицами в руках напоминают хорошо известный сюжет по старинной северо-русской вышивке, где в центре сложной композиции на тему «встреча весны» находится изображение богини урожая и благополучия обязательно с двумя птицами в руках. В руках женских фигуроки дети, блюда с яствами или птицы. "Тетерка" - это жертвенная птица, образец земного огня и небесного солнца, а птицы всегда считались в народе предвестницами тепла и весны, они щебетом своим прогоняли с земли силы тьмы, несли свет и радость на счастье людям. Именно поэтому большинство глиняных русских игрушек, тесно связанные с весенними обрядами, воспроизводило изображения птиц и делалось со свистком - "голосом". Разнообразны и необычны наряды Каргопольских барынь: у одной - в широкополой шляпе и горжетке на руках птица, сложенная крендельком; у другой - шляпа, украшенная птицей, это - целое гнездо; третья - в шляпе, похожей на цилиндр, держит на руках не только птицу, но и собаку. Есть барыня с ребенком, с корзинкой, с медвежонком, с вазой. О роскошных шляпах простых северных баб мастерица Дружинина говорила: "Если лепят их с птицами- "тетерками", то "накладывают" на голову только широкую шляпу, которую расписывают, словно солнце: верх покрасят оранжево-красным, а на полях наведут полоски — лучи" (женское изображение с головой, увенчанной "солнцем" - Пятницы, встречается и в местной "досельной" вышивке, и в ткачестве, сохранивших древние славянские образы). По народным поверьям, от Пятницы зависели обильные роды земли, она покровительствовала женскому рукоделию и супружеству, к ней деревенские девушки, в традиционных обрядах, обращались с мольбами о женихе. С детства воспитывали уважение к "матери сырой земли", в образе этой незатейливой игрушки.Крестьянки и мужские фигуры изображались в повседневном труде: женщины несут корзину или блюдо с пирогами, нянчат детей, прядут, стирают белье, а мужчины - пахари, охотники, кузнецы, сеятели, кузнецы. Даже животные работают – козлы едут на санях, медведи работают в кузнице и др. Есть сюжты на праздничную тему – бражники в лодке, гармонисты в лодке и в кресле, бородатый старик играет на балалайке, танцующая «кадриль» пара и стоящий в стороне гармонист. Фигурки лепились упрощенно, чтоб выделить главное, налепных деталей мало. Например, руки у женщин полукруглые, иногда сливаются с телом или положены на бедра, протянуты на встречу или воздеты к небу, они выполнены схематично и кисти рук непроработаны детально и даже не подчеркнуты орнаментально, их украшают лишь несколько поперечных мазков, и часто окрашены в зеленым или буро-красным цветом. Лицо тоже чаще является условным отображением, часто обнажена грудь, на шее у баб нарисованы бусы или мониста с подвесками подобие лучей. В убранстве юбки подчеркнут передник с плотным орнаментом. Скульптурки животных лепятся обычно из одного куска глины. Коня отличают широко расставленные конические столбики ног, крутой изгиб сильной шеи, мощная грудь, маленькая голова со стоящими ушками. У лошади в упряжке есть уздечка и сбруя, а если она на воле, то на ее боках большие буро-красные круги и кресты (такая же роспись у коровы, оленя и спинах птиц), грива лошади пишется росчерком красных и черных линий, хвост – черными. Корову отличает широкая грудь, толстая шея, вытянутая морда и серповидные рожки, лося – крепкая шея, небольшая голова (морда вытянута вперед, рот приоткрыт) и ветвистые рога с небольшими ушками, оленя – ветвистые рога с небольшими выступами – отростками (олень в старославянской мифологии был олицетворением неба).