Резьба по кости

Холмогорская резная кость

Холмогорская резная кость — резьба по кости, народный художественный промысел, сформировавшийся и практикуемый в сёлах Холмогорского муниципального района Архангельской области. В стиле холмогорской резьбы пересекаются различные культурные традиции: севернорусская, центральнорусская, западноевропейская (заимствовались техники нидерландских и немецких изделий, рисунки гравюр) и традиции коренных народов севера.

Первые известные примеры изделий, выполненных в данной манере, относятся к XVII веку, однако приёмы резьбы, отличающие данный вид промысла от прочих схожих сложились лишь к XVIII веку. К ним относятся, например, сочетание образованного сквозными отверстиями орнамента и рельефных сюжетных изображений, использование цветной гравировки, подкраска. Иногда под резной орнамент подкладывалась цветная фольга. Может использоваться мамонтовая или моржовая кость, либо кость домашнего скота (лошадей, коров). Сюжетные рельефы могут изображать сцены из народной жизни, портреты или эмблемы, со 2-й половины XIX века — также местных животных и растения. Для холмогорской резной кости характерен растительный орнамент из веточек, ягодок, а также рокайли.

Наиболее старым типом такого рода изделий являются гребни. Кроме того, в этом стиле изготавливались табакерки, коробочки, ларцы, бокалы, настольные украшения, миниатюрные портреты и даже мебель, облицованная пластинками кости. Известны также настольные скульптуры, в том числе копии знаменитых скульптурных композиций (например, московского памятника К. Минину и Д. Пожарскому). В советский период стали также выпускаться женские украшения.

В 1930 году промысел, который находился в упадке со 2-й половины XIX века, стал поддерживаться государством. В селе Ломоносово была создана профессионально-техническая школа, а позже и Холмогорская косторезная артель имени М. В. Ломоносова (1932), в дальнейшем преобразованная в фабрику художественной резьбы по кости имени М. В. Ломоносова.

В богатых по оформлению ларцах глазковый и растительный орнаменты объединялись с прорезным узором, рисунок которого включал как растительные мотивы, так и варианты пышных завитков, пришедших в холмогорскую резьбу из официальных стилей барокко и рококо. Они были близки вариантам народного орнамента и потому легко усваивались резчиками, постоянно получая свободную интерпретацию. Введение в ажурный орнамент сюжетных изображений, выполненных в технике рельефа создавало насыщенную декорацию предмета, который привлекал внимание цветом, разнообразием приемов резьбы и содержанием.

Тобольская резная кость

После Северной войны, в 1720-е годы, в Тобольск сослали пленных шведов - они и принялись за всякие ремесла, в том числе стали вытачивать на токарном станке вещицы из кости. Получались у них прелестные шкатулки, которые пользовались популярностью у местного населения. Здешние мастера тоже не отставали. Известно, что в 1760-е годы тобольский губернатор подарил историку, участнику второй Камчатской экспедиции, костяные чернильницы тобольской резьбы. А в 1780-е годы некоего купца освободили от постоя «в рассуждение имеющегося у него костяного дела».

Тобольсую резную кость продавали по всей стране. Это были функциональные вещи (веера, шпильки, чернильные приборы), и миниатюрная объемная скульптура, которая поначалу украшала эти самые чернильные приборы, сделалась самостоятельным и наиболее перспективным направлением тобольской художественной резьбы по кости.

Вариантов сюжетов не так и много, но произведения интересны и по образному содержанию, и по пластике, и по композиционному решению. Мастера ищут новое. Переосмысливают, переживают в себе традицию, северную тему, дотошно изучают этнографию. Знакомятся с бытом северных народов, погружаясь в зыбкую бездну мифов и преданий, - древних, как лес, где медведь, как тундра, где тюлень и как река – впитывая целостное мироощущение свойственно архаичным культурам. И пространство обретает душу. Вещи становятся символами.